Речевое развитие ребенка

У каждого ребенка свой путь развития. И растет он в  соответствии со своим индивидуальным темпом. Говоря о понятии «нормальное речевое развитие», предполагаются общие рамки,  на которые опираются родители, чтобы удостовериться, что малыш растет и развивается, так как надо.
Ниже представлено речевое развитие детей от 6 месяцев, без учета становления определенных групп звуков и словаря.
 
Характеристика речевого развития в разные возрастные периоды:
• 3-6 месяцев// в этот возрастной период появляется истинное, или певучее, гуление, оно сопровождается новым качественным отличием — самоподражанием, так же гулению сопутствует пускание пузырей слюны; в 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих; ближе к 6 месяцам появляются первые слоги, лепет, элементарные звукоподражания, дети эмоционально реагируют на обращенную речь, все голосовые и звуковые реакции ребенка интонационно окрашены;
• 6-9 месяцев// данный возрастной этап характеризуется появлением спонтанных голосовых реакций в виде повторения длинных цепочек слогов ( « ба-ба-ба-ба-ба», « ма- ма-ма-ма-ма» и др.) то есть формируется лепет; в 7 – 8 месяцев развивается отраженный лепет- повторение за взрослым и самолепет – собственная речевая активность, лепет больше становится похожим на язык окружающих его людей. В 8-9 месяцев интенсивнее развивается понимание речи, ребенок начинает выполнять элементарные словесные инструкции, дополнение жестами.
• 9-12 месяцев// в этот период имеет большое значение развитие реакций на речевое общение: с 9-ти месяцев дети адекватно реагируют на обращенную речь, понимают интонацию, правильно воспринимают отдельные инструкции и знакомые словосочетания в знакомых ситуациях («нет-нет», « горячо», « дай ручку», « дай игрушку»). В 10-12 месяцев ребенок получает удовольствие от общения, то есть складывается коммуникативная потребность, он издает различные звуки, звукоподражания (« мяу-мяу», « ав-ав», «тик-так» и др.). Появляются отдельные слова – «мама», «баба», «дай». С 10-ти месяцев у ребенка начинает вырабатываться сочетание слова с предметом или картинкой, сознательно называет предмет, увидев его (смотрит на собачку и говорит « ав-ав»)таким образом, у детей начинает, вырабатывается способность выполнять простые одноступенчатые инструкции, т.е. Можно говорить о начале развития регулирующей функции речи; к концу года ребенок может произносить около 5-6 слов.
• От 1 года до 3-х лет// речь характеризуется началом бурного развития: увеличивается словарный запас, как активный, так и пассивный, вначале появляется простая фраза из 2-3 слов, а к 2-М годам нередко и усложненная, состоящая из 5-6 слов, связанных грамматически, то есть наличие предлогом и согласованных падежных окончаний.
• От 3 до 6 лет// идет интенсивное развитие речи, хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых  слов от 3 до 6 лет увеличивается в 3 раза. Так же это период словотворчества, ребенок создает свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка. Дети легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ. В этот возрастной период ребенок обладает способностью овладевать иностранными языками.
Мария Баженова