О задержке речевого развития.

О задержке речевого развития.Рекомендации для родителей.

Если у ребенка задержка речевого развития — это повод начать активную работу. Только в команде родитель-малыш-специалист, можно многое поправить. А при грамотной работе, развить ребенка так, что по уровню знаний, будет выше, чем его сверстники.

Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы.

Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация.

Комплексная работа при задержке речевого развития на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно – побудительного и сенсомоторного уровней.

Чтобы реализовать все, необходимо четко понимать направления коррекционной работы, как в учреждении, так и дома:

  • Одно из важнейших условий систематичной работы по коррекции задержки речевого развития, это организация режима дня, куда входят различные ритуалы, соблюдение которых как единой системы, помогут Вам, родителям, справляться с индивидуальными характерными  особенностями вашего ребенка. Даже то, что ребенка учат одеваться и раздеваться самостоятельно, есть большой шаг в его развитии.
    К 2-3 годам ребенок учиться застегивать пуговки, расстегивать молнию, что хорошо стимулирует речевые центры, через работу пальчиков.
  • массаж и двигательная стимуляция для развития ощущений и восприятия.

Обратитесь к специалисту, чтобы научиться правильно, делать массаж малышу.

Уже на 2-3 месяце жизни начинаются массажные процедуры, которые проводятся 2-3 раза в день с перерывами в 1-2 дня. Лучше это делать, например, перед кормлением.

Массажные процедуры хороши для любого ребенка, даже  для того, у кого нет никаких проблем,так как это стимулирует развитие.

К 6 месяцам у ребенка появляются первые активные слова и лепет.

К году у ребенка, которому делали массаж,  получается построить элементарную фразу.

В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

  • Стимуляция мелкой моторики в сочетании с речью.

Придумывайте вместе с ребенком сюжет вашей игры, чтобы она имела интересное начало, определенных героев. Для начала это должны быть двусложные слова, затем они усложняются; обязательно игра должна иметь интересный сюжет, направляемый вами, и веселое заключение.

  • Не забывайте про собственную речь — инструкции должны быть четкими, разделенными, старайтесь использовать меньше «лишних» слов, а сама речь должна иметь яркую модальность, используйте различный тембр, который будет привлекать внимание ребенка, к которому он будет прислушиваться.

Есть много игр, различных материалов, которые будут стимулировать  моторику, тактильные ощущения, зрительные, обонятельные, слуховые анализаторы — самые доступные: мозаика, конструкторы, кубики, пазл, так же необходимо рисовать: пальчиками, кисточкой и пр.; лепить, перебирать сыпучие предметы.

  • Используйте различные по качеству предметы, чтобы задействовать как можно больше чувств ребенка. Очень важно, использовать большое количество игр на зрительное внимание.

«Найди пару», «Сколько отличий», «Лото» и все что связно со зрительным вниманием будет полезно малышу. «Какого цвета нарисовать солнышко?», «Какой формы домик?», «Кто больше?» и другие игры на форму, цвет и величину.

А так же любимые игры детей : » Где живет?»; «Кто спрятался?», «Сделай как было», «Что добавилось?».

— в садах часто играют в подвижные игры: «гуси-гуси», «лиса и зайцы», «Кот и мыши» и т.п.

— музыкальные игры активно развивают слуховое внимание, что очень важно для ребенка, так как учат сосредотачиваться и не отвлекаться.

— очень полезны игры, где движения сопровождаются речью -«логоритмические упражнения».

Необходимо помнить, что утомляемость у детей очень высока, поэтому не надо заставлять ребенка.  Лучше играть часто, но в соответствии с тем временем, который ребенок может сосредоточиться по возрасту.

Такие игры не только помогут стимулировать речь малыша, но и многому научат. А так же помогут в социальном общении со сверстниками на площадке, с мамой и папой и другими родственниками. И раскроют перед вами  уникальный мир вашего малыша.

Мария Баженова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *